Лифтовые канаты являются важнейшим компонентом лифтовых систем, которые обеспечивают безопасную и надежную работу кабин. Тросы изготавливаются из высокопрочной стальной проволоки и предназначены для того, чтобы выдерживать вес самого лифта и его пассажиров. Канаты прикреплены к кабине и к противовесу, который помогает уравновесить вес. В верхней части шахты они намотаны на шкив. Когда кабина лифта движется вверх, канаты разматываются вверху и наматываются внизу, при обратном движении все происходит наоборот.
Лифтовые канаты спроектированы с коэффициентом запаса прочности, который обычно в четыре раза превышает вес кабины лифта и находящихся в ней людей. Это гарантирует, что тросы смогут выдержать груз даже в чрезвычайной ситуации. Изготавливаются лифтовые канаты путем скручивания проволочных прядей из легированной стали. Намотка осуществляется на проволочный или независимый сердечник. В канате может быть более 150 жил определенной толщины. Изделия рассчитаны на высокие нагрузки, на трение, потому они надежны и эксплуатируются в течение долгого времени.
Разновидности лифтовых канатов.
- Подъемные тросы предназначены для фиксации кабины и ее движения вверх/вниз. Они же нужны для противовесов, которые с кабиной составляют одну систему.
- Регулирующие канаты – элементы безопасности кабины, расположенные в шахте или над землей. Если вдруг кабина начинает падать или стремительно подниматься, регулирующий канат активирует стопорные элементы, и лифт останавливается.
- Компенсирующие канаты необходимы для нивелирования веса всех тросов лифтовой системы.
Канаты для лифтов состоят из параллельных жил, что снижает вероятность истирания по сравнению с канатами с поперечной укладкой. Одновременно они имеют высокий ресурс при усталостном изгибе и меньший износ ходовых шкивов. Лифтовые канаты выпускаются с двумя вариантами сердечника: волокнистый (FC) и независимый тросовый (IWRC).
Волокнистая сердцевина состоит из проволок, облегчает подгонку канатов к соответствующей форме канавки, обеспечивает превосходную устойчивость к контактному давлению и долговременную поддержку тросов лифтов.
Независимая сердцевина эффективно увеличивает металлическое сечение каната, снижает растягивающие напряжения в отдельных проволоках, уменьшают риск удлинения троса при тех же нагрузках, по сравнению с волокнистой жилой.